Ситуация с безопасностью в Красном море продолжает оказывать значительное влияние на мировую логистику, вызывая перегрузку портов Дальнего Востока и Новороссийска. Однако, по мнению экспертов, уже в ближайшее время нагрузка может снизиться, что откроет возможности для уменьшения стоимости морских перевозок. Об этом рассказал Евгений Школьный, директор по логистике ГК «ЕТЕ», в интервью rzd-partner.ru, посвященном текущим вызовам и перспективам отрасли.
Проблемы логистики в преддверии Китайского Нового года
Китайский Новый год, который в 2024 году наступит раньше обычного, традиционно становится периодом повышенной нагрузки на логистические цепочки. По словам Школьного, уже в ноябре 2023 года наблюдался овербукинг — перегрузка заказами на доставку товаров из Китая. Это связано с тем, что импортеры стремятся заранее закупить товары до роста цен на логистику.
Основными узкими местами в текущей ситуации стали порты Дальнего Востока, которые оказались перегружены из-за перенаправления грузов с маршрутов через Красное море. Железнодорожная инфраструктура также не справляется с увеличивающимися объемами перевозок, что усугубляет ситуацию. Кроме того, авиаперевозчики повышают цены на фрахт из-за растущего спроса.
Возможное снижение стоимости морских перевозок
Несмотря на текущие сложности, эксперты не исключают, что к концу первого квартала 2025 года стоимость международной морской перевозки может снизиться на 20%. Это станет возможным, если ситуация с безопасностью в Красном море стабилизируется, и судоходные компании смогут вернуться к привычным маршрутам.
«Если безопасное судоходство в Красном море восстановится, отрасль может рассчитывать на значительный дисконт», — отметил Школьный. Однако до этого момента цены на перевозки продолжат расти. Уже в январе 2024 года прайсы увеличились на 5-10%, что является ожидаемым в условиях предпраздничного ажиотажа.
Перспективы рынка после праздников
После завершения Китайского Нового года логистические компании вернутся к привычному режиму работы. Однако, как отмечает эксперт, значительного снижения ставок на перевозки ожидать не стоит. Небольшое снижение цен может произойти весной, но в долгосрочной перспективе рост стоимости логистики продолжит опережать инфляцию.
«Ежегодно цены на перевозки растут быстрее инфляции. Изменить эту тенденцию сможет только возвращение крупных международных судоходных компаний и стабилизация глобальной логистической системы», — подчеркнул Евгений Школьный.
Текущая ситуация на рынке логистики остается напряженной, но эксперты видят свет в конце туннеля. Восстановление безопасного судоходства в Красном море может стать ключевым фактором для снижения стоимости морских перевозок и стабилизации рынка. Пока же импортерам и логистическим компаниям приходится адаптироваться к вызовам, связанным с перегрузкой портов, ростом цен и нестабильностью глобальных цепочек поставок.