Сертификат соответствия требованиям технического регламента
о безопасности колесных транспортных средств

«Колесная» история: требования Таможенного союза к безопасности транспортных средств

Если Ваш бизнес связан с поставками транспортных средств для обращения на дорогах общего пользования на территории России, то оформление сертификата соответствия требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств – непременное условие для его развития.

И хотя с законодательной точки зрения данная процедура очень продумана, без помощи специалистов в области сертификации она может обернуться для участников рынка лишними хлопотами.

Объекты на колесах

Начнем с того, что 23 сентября 2010 года вступил в силу Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720, который устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории России.

В новом документе указаны также требования к эксплуатации колесных транспортных средств независимо от места их изготовления в целях защиты граждан, имущества и окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

В частности, к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие регламента, относятся колесные транспортные средства категорий L, M, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси и компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.

    Наряду с этим, действие регламента не распространяется на транспортные средства, имеющие максимальную скорость не более 25 км/ч, в том числе:
  • ввозимые на территорию России сроком не более чем на 6 месяцев и помещаемые под таможенные режимы, которые не предусматривают возможность отчуждения;
  • предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях;
  • категорий L и М1, с даты выпуска которых прошло 30 лет и более, с оригинальным двигателем, кузовом (при наличии – также и рамой), сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
  • принадлежащие дипломатическим и консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ, а также сотрудникам этих представительств (организаций) и членами их семей.

Технический регламент содержит порядок и формы проведения оценки соответствия для единичных транспортных средств, для типов транспортных средств, шасси и компонентов перед выпуском в обращение, а также для транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в том числе в случае внесения конструктивных изменений.

Запреты ради безопасности

Во-первых, строго запрещается устанавливать на транспорт категорий М1 и N1, включая авто повышенной проходимости (категория G), какие-либо выступающие конструкции из стали или других материалов с аналогичными характеристиками. К примеру, крепить что-нибудь к бамперу машины. Исключением является металлическая решетка массой менее 0,5 кг, предназначенная для защиты только фар.

Во-вторых, не допустимым является в составе кондиционеров и холодильного оборудования, применяемых на транспортных средствах, наличие озоноразрушающих веществ и материалов, перечень которых утвержден Правительством РФ.

В-третьих, пассажирский и грузовой транспорт, используемый также для перевозки специальных и опасных грузов, должен быть оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Виды таких транспортных средств определяются в порядке, установленном правительством России.

В-четвертых, русскоязычный интерфейс (совокупность элементов, обеспечивающих возможность взаимодействия пользователя с электронными системами, включая получение пользователем зрительной, голосовой информации и введение им команд управления) - все информационные и предупреждающие надписи на транспортном средстве должны осуществляться именно на русском языке.

Кстати, требование к интерфейсу применяется в отношении транспортных средств (шасси), которые ранее не проходили оценку соответствия в РФ со дня вступления в силу настоящего технического регламента, а также в отношении всех выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) с 1 января 2013 г.

Еще одно из обязательных требований техрегламента заключается в том, что компоненты, выпускаемые в обращение как сменные (запасные) части для находящихся в эксплуатации транспортных средств, при их установке на транспорт не должны ухудшать его безопасность по отношению к состоянию на момент выпуска в обращение. Примечательно, что требования к запасным компонентам транспортных средств, производство которых прекращено, сохраняются на уровне, действовавшем на момент окончания производства таких транспортных средств.

Оценка соответствия – в компетенции профессионалов

Оценка соответствия типов компонентов транспортных средств может происходить в форме обязательной сертификации либо декларирования. В свою очередь, разделение продукции, подлежащей сертификации и декларированию соответствия, осуществляется в соответствии с перечнем требований к типам компонентов транспортных средств (приложение № 9 настоящего ТР). Объединение продукции в один документ осуществляется по коду ОКП (первые 3 цифры) и коду ТН ВЭД (первые 4 цифры).

В качестве заявителя выступает изготовитель компонентов или его уполномоченный представитель, действующий от его имени. В случае подачи заявки на подтверждение соответствия партии компонентов, изготовленных за пределами РФ, заявителем может выступить импортер, причем предоставление полномочий от изготовителя не требуется.

Примечательно, что в случае, когда в договоре поставки не оговариваются количество и виды конкретных изделий, то срок действия сертификата соответствия может устанавливаться в соответствии с договором поставки, но не более чем на 1 год. Вместе с тем сроки действия сертификата соответствия и декларации о соответствии не превышают 4 лет, а для партии продукции сроки действия документов не устанавливаются в принципе.

Кроме того, подтверждение соответствия компонентов не проводится в случае их поставки на сборочное производство транспортных средств и в отношении бывших в употреблении либо восстановленных компонентов (за исключением шин с восстановленным протектором).

Важно, что действие сертификата соответствия можно продлить на очередной срок. Основанием для этого служат протоколы контрольных испытаний, результаты анализа состояния производства, а также другие документы, оформленные по результатам сертификации и контроля за сертифицированными типами компонентов.




Время в городах мира
Владивосток -
Москва -
Новосибирск -
Иркутск -
Пекин, Шанхай -
Бангкок -
Тайбэй -